2013 — год 3D-принтеров. 3D-печатники о самых интересных проектах года
В этом году 3D-принтеры перестали быть какими-то сказочными футуристическими аппаратами из мультфильма "Джетсоны", а многие, наверное, даже успели столкнуться с этой технологией не только в роликах на YouTube и новостях в Сети — например, хотя бы в лаборатории Look At Me на "Пикнике "Афиши" этим летом. Весь год Look At Me аккуратно отмечали каждый выдающийся пример применения технологии, будь то новая коллекция туфель, утиная лапка, беспилотник или даже целый дом. Подводя итоги года, мы узнали, что же печатали в 2013-м в России, спросив у представителей индустрии, с какими самыми впечатляющими примерами им довелось поработать.
Invent Prototyping INVENT3D.RU
Наверное, самым впечатляющим проектом в этом году у нас был макет АЭС размером около 50 кв. м. Он был изготовлен сборным методом — использовалась печать на плёнке, лазерная резка, 3D-печать из гипсополимера, полиамида и фотополимера. Этот макет был изготовлен для "АтомЭнергоПроекта" и находится в Москве на Дмитровском шоссе. Макет был сделан специально под 3D-мэппинг.
Самый главный наш проект в этом году — мы напечатали протез кисти для мужчины. Теперь у нас новая задача — сделать детский протез. Мы уже напечатали тестовый экземпляр для маленькой девочки. Примерка показала, что нужны доработки, и сейчас наши инженеры совершенствуют механизм; в ближайшее время примерим уже исправленный вариант протеза.
Также мы напечатали домик для муравьёв, который, по теории, должен помочь избежать кровопролития внутри колонии муравьёв с несколькими матками. Молд для выращивания клеток для компании, которая занимается био-3D-печатью; кобуру для настоящего пистолета; один мужчина напечатал для любимой жены корону. Также был бюст Навального, необычные фигурки по сложной технологии — прозрачный материал фотополимер, внутри которого другой материал заполняет специально созданные области; примеры — лошадь, зомби, Нефертити.
Центр объёмной печати 3DVISION.SU
Так как Олимпиада-2014 очень ожидаемое событие в нашей стране, самый впечатляющий проект в этом году — печать прототипа для сочинской статуэтки. Сделали, так сказать, маленький вклад в успешное проведение Олимпиады. Показать фото, к сожалению, не могу, так как был заключен договор. При обращении к нам был только эскиз на бумаге, в процессе сотрудничества мы сначала изготовили 3D-модель, а затем вырастили прототип. После всего этого, когда всё было согласовано по дизайну, изготовили прототип основания, после чего изготовили силиконовую форму и отлили определённое их количество.
Другим довольно большим проектом было создание прототипа, а затем и пластиковых корпусов для инновационного прибора "АКУТЕСТ". Мы занимались как усовершенствованием самого корпуса, его доработки, так и его изготовлением в небольших тиражах. Также изготавливали прототип паровоза для выставки.
В одно утро мне прислали модель участка нефтеперегонного завода. Через неделю макет должен был улететь на международный форум, и время поджимало как нас, так и заказчика. Модель на первый взгляд хорошая, нужно только разделить на элементы перед печатью и закрыть некоторые грани.
Импортируем, смотрим геометрию, проверяем... И тут в глазах начинает двоиться. Все элементы, трубы, баки — каждая перегородка содержит скрытую геометрию. Работа предвещала быть долгой и кропотливой. Хотели отказаться, но голос из телефона умолял не оставлять их проект. И мы приступили к работе. Скажу только, что к концу первого дня двоиться начали даже посетители офиса. День второй. Третий. Работа кипит, а макет разваливается на глазах. То новые огрехи в исходной модели возникают, то оборудование ни с того ни с сего отказывается печатать. В общем, чем дальше — тем страшнее.
И вот — вечер пятницы. Заказчик расплывается в улыбке: "Мне всё нравится, только можно вот тут чуть-чуть вот это добавить... А то я бы хотел цветом кое-что выделить". Три катушки цветной изоленты, два тюбика клея "Момент", много кофе и две шоколадки спустя заказчик выпорхнул довольный из нашего офиса. Что в итоге? Всё хорошо. Но люди! Будьте любезны, готовьте модели к печати заранее, задавайте глупые, наивные вопросы о том, как это делать, или оставляйте это профессионалам. Ведь, к сожалению, пока так мало людей знают, что 3D-модель и 3D-модель для печати — это чаще всего совершенно разные вещи.
Другой интересный проект: клиенты заказали смоделировать и распечатать подарок-головоломку ко дню рождения для человека. Всё тайно, секретно и очень загадочно.
Мы поучаствовали в классной выставке компании "ГАЗ: Герои своего времени», которая проходила в ноябре в ГУМе. К нам обратились организаторы выставки с задачей разработать 3D-модели двух автомобилей "Волга" — ГАЗ-21 и ГАЗ-24 — в масштабе 1:10 из фильма "Берегись автомобиля". Разумеется, мы без раздумий взялись за работу и успели в срок. Две машинки получились размером 48 см в длину. Модели машин печатались на шести 3D-принтерах: четыре из них — FDM-принтеры, на них мы напечатали очень большие корпуса машин из натурального PLA-пластика, на остальных двух — промышленных принтерах, по технологии MJM (метод многоструйного моделирования) из высокоточного фотополимера мы изготовили все мелкие детали, от дворников до кресел и рулей. Не обошлось, конечно, без постпечатной обработки всех деталей. Это был поистине марафон на скорость.
За прошедший год Look At Me удалось поработать с большим количеством различных проектов сугубо технической направленности: корпуса для электротехнических, коммуникационных и прочих устройств, мелкосерийная печать функциональных элементов устройств и т. д. Отдельно можно выделить Look At Me Lab на "Пикнике "Афиши" и недавний проект для журнала "Афиша", для которого был распечатан пистолет, микроскоп и настольная лампа.
Интересно было посотрудничать с мультипликационной студией, для которой было распечатано большое количество масштабированных персонажей для компоновки кадра.
Один раз даже печатали функциональный прототип некоего военного инвентаря, по форме очень напоминающего крышку для кастрюли с бортиками. Также печатали формочки для песка, которые спроектировал отец для своего ребенка, — вот в чём, на наш взгляд, и есть будущее данной технологии для широкой аудитории — в мелких повседневных кастомизированных предметах.