3D-энтузиасту предъявлены обвинения в нарушении авторских прав

3D-энтузиасту предъявлены обвинения в нарушении авторских прав

Хотя многие музеи и образовательные учреждения встречают идею оцифровки своих коллекций с помощью 3D-сканера с открытыми руками, бывают и неприятные исключения. Американский энтузиаст 3D-печати по имени Джерри Фишер столкнулся достаточно неожиданной проблемой, когда местный колледж выдвинул против него обвинения в нарушении авторских прав. Причиной тому послужило сканирование статуй, расположенных на территории колледжа, и распространение цифровых моделей на сайте Thingiverse.

Статуи представляют собой даже не оригинальную работу, а бронзовые реплики статуй Давида и Моисея за авторством Микеланджело. В свое время реплики были презентованы колледжу города Су-Фолс местным жителем, пожелавшим сделать вдохновляющий подарок будущим инженерам и изобретателям, каковым он сам и является. Фишер же, будучи заядлым 3D-печатником, решил провести оцифровку статуй на основе нескольких сотен фотографий. Собранные фотоматериалы позволили создать высокоточные цифровые модели реплик.

Первой в очереди стала статуя Моисея. Фишер опубликовал скриншоты этапов своей работы в Twitter и Google+, а затем решился подгрузить первый, достаточно грубый вариант 3D-модели на сайт Thingiverse. «Вскоре после этого», – рассказывает Фишер, «представитель колледжа Augustana позвонил мне и потребовал немедленно удалить модель с сайта. Кроме того, он настаивал, чтобы я связался со всеми, кто успел скачать модель, и добился от них удаления материала».
Пребывая в растерянности, Фишер попросил пояснить причину такого развития события. В ответ он услышал, что колледж считает себя владельцем авторских прав, несмотря на то, что статуи демонстрируются публично, да и были подарены колледжу, а не приобретены или изготовлены самостоятельно. Все это достаточно странно, тем более что сами изваяния суть реплики шедевров именитого мастера. Пообщавшись с юристами, представляющими колледж, Фишер пришел к выводу, что их позицию самостоятельно сменить невозможно. В итоге он решил и сам воспользоваться помощью юристов, чтобы выяснить, на чей стороне стоит закон.

Юридическая консультация оказалась неутешительна. Вердикт был таков: никто не может запретить фотографировать статуи для личного фонда, но попытка продажи таких фотографий или создания на их основе 3D-моделей уже является нарушением прав владельца предметов искусства, то есть колледжа. На этот раз раздосадованный Фишер заявил всем причастным, что «нравится им это или нет, а фотограмметрия становится доступной для любого желающего. Это всего лишь вопрос времени». В ответ ему было «разрешено» заниматься фотограмметрией сколько влезет, лишь бы объектами его работы не становилась городская собственность вне зависимости от ее местонахождения.

Теперь уже не на шутку разозлившийся Фишер достучался до специалистов некоммерческой организации Public Knowledge в Вашингтоне и попросил разъяснения своих прав у штатного юриста Майкла Вейнберга. «Если вкратце, то они [Public Knowledge] считают, что представители колледжа и городские чиновники неправильно интерпретируют положения законов о защите авторских прав. В данном случае разговора об авторских правах быть не может, так как оригинальная работа принадлежит самому Микеланджело. Существует даже юридический прецедент, который должен был разрешить вопрос еще до того, как я объявился со своей камерой», – рассказывает Фишер.

Заручившись поддержкой легальных экспертов, Фишер съязвил представителям учебного заведения, что им стоит упрятать свои статуи с глаз долой – куда-нибудь, где фотограмметрия запрещена, а затем отправился в мэрию. Несмотря на то, что принявшая его чиновница была удивлена произошедшим и согласилась с правом Фишера на оцифровку экспонатов, официального ответа из мэрии он пока так и не получил.
Что-то подобное должно было случиться рано или поздно. Законы о защите авторских прав по всему миру просто не учитывают реалии аддитивного производства, а потому появляются всевозможные интерпретации, зачастую противоречащие друг другу. Фишер же надеется, что публичная огласка его неприятных приключений позволит скорее выработать более ясные и приемлемые правила.

 

Источник

Похожие новости