3D-печать и ВМС Китая

 3D-печать и ВМС Китая

Интерес вооруженных сил к 3D-печати давно известен. Здесь и печать бетонных зданий на месте дислокации, печать имплантатов для раненых военнослужащих и даже массовое производство оружия прямо на фронтовой линии. Правда, инициатором подобных идей пока становились самые мощные и хорошо финансируемые военные силы, принадлежащие США. Кое-кто просто не может позволить себе лишние игрушки ввиду бюджетных ограничений, а кое-кто предпочитает решать проблемы с помощью кувалды и мата в соответствии с устоявшимися традициями.

Одной из последних и наиболее практичных идей стала установка 3D-принтеров на корабли Военно-морского флота США. Суть идеи аналогична применению 3D-принтеров на Международной космической станции: зачем загружать борт массой деталей и инструментов, которые могут понадобиться, а могут и оказаться совершенно излишними, когда можно ограничиться 3D-принтером и относительно небольшим запасом расходного материала? Сломалась деталь? Напечатаем новую!

Но, по всей видимости, у американцев уже появились конкуренты в области применения аддитивного производства для военных нужд. Тут стоит поправиться, ибо китайцы являются одними из пионеров применения 3D-печати для производства авиационных деталей военного назначения. Но на этот раз речь пойдет о производстве частей под текущие нужды, прямо на месте. ВМС Китая разгласили существование программы по испытанию 3D-принтеров для бортового производства запасных частей.

Судя по оглашенной информации, Китай решил поставить корабельное производство частей на широкую ногу, оборудуя корабли мастерскими, оснащенными полным набором фрезерных станков, литейных систем и да – 3D-принтеров. Собственно, любой крупный военный корабль оснащается собственными мастерскими, но о размахе подобных подсобок на кораблях нации, производящей все и вся, остается только догадываться. 3D-печать? Почему бы и нет? Ведь именно Китай является одним из крупнейших разработчиков (именно разработчиков, а не просто производителей) 3D-печатающих устройств в мире.

Ничего особо выдающегося в установке 3D-принтера на борту китайского военного корабля не было бы, если бы не определенная специфика: согласно заявлениям, испытательные корабли несут запас алюминиевых сплавов и других металлов, в то время как 3D-принтеры, проходящие испытания на кораблях американского флота, пока используют технологию FDM и печатают пластиком. Означает ли это, что китайцы испытывают бортовую печать методом лазерного спекания?

Военный инженер и дизайнер Сун Конг, работавший над адаптацией и местным производством палубных истребителей Cу-33 для использования китайским флотом под артикулом J-15, рассказал, что 3D-принтеры были использованы для ремонта самолетов во время испытательной программы. А буквально неделю назад было объявлено, что 3D-печать была использована для ремонта редуктора одного из кораблей ВМС Китая. Название корабля не разглашается, но известно, что он следовал в Аденский залив, когда произошла поломка дизельной установки. По слухам, корабль является эсминцем класса 052 (вероятнее всего «Харбин», бортовой номер 252), экипаж которого распечатал сломанную деталь и осуществил ремонт в море.

Правда это или сказ, остается лишь догадываться. Печать запасной детали для редуктора корабельного дизеля потребовала бы использования достаточно совершенной SLS-установки, способной производить крупногабаритные детали. С другой стороны, это именно та область, в которую друзья из Поднебесной вкладывают немалые усилия и средства, доказательством чему служит печать титановых шпангоутов для разрабатываемых истребителей пятого поколения.

 

Источник

Похожие новости