3D: печать или производство?
В Москве прошла выставка, посвященная технологиям в области 3D-печати и сканирования, – 3D Print Expo. Недостатка в посетителях не было – билеты раскупили за неделю до начала мероприятия.
В чем же загадка популярности новой технологии? Имеет ли она что-либо общее с традиционной печатью и каковы ее перспективы? Об этом мы спросили как игроков 3D-поля, так и представителей компаний, занятых в области традиционной, «двухмерной» печати.
Вообще-то эксперты против того, чтобы использовать термины «печать» и «принтер» в отношении 3D-технологий. Хотя они и прижились здесь по наследству, семантически их применение неверно: при создании трехмерной модели процесс печати как таковой отсутствует. Сами участники рынка предпочитают называть процесс создания 3D-образа «аддитивным производством», намекая на то, что печатаемая модель создается послойно, когда к исходному «ничто» постепенно добавляются микроскопические слои материала, формирующие объемное «нечто». Картина феерическая – поневоле вспоминаешь описания всевозможных трансфокаторов, мультипликаторов и прочих умных приборов, придуманных фантастами конца прошлого века. И ведь создавать можно не только вещи, но и продукты питания, да какие! Целый раздел выставки был посвящен использованию технологий 3D-моделирования в пищевой промышленности.
Но, как бы то ни было, в отчетах аналитических агентств эти устройства по-прежнему именуются принтерами, и прогнозы относительно их развития самые радужные. Так, агентство Markets and Markets ожидает более чем четырехкратного увеличения объема этого рынка к 2020 году, что соответствует среднегодовому агрегированному темпу роста (CAGR) в 23%.
Помимо всего прочего, выставка развенчала миф о непомерной дороговизне новых устройств. Да, высокоточные промышленные модели стоят недешево, но цены постоянно снижаются с развитием технологии, и на рынке уже появляются принтеры для домашнего использования дешевле 1000 долларов. По всей видимости, 3D-принтер вскоре придет в каждый дом. Что ж, будем готовиться жить в эру дополненной 3D-реальности!
График 1. Относительная динамика рынка 3D-принтеров в денежном выражении по годам
Источник: Markets and Markets, 2014
www.marketsandmarkets.com/Market-Reports/3d-printing-market-1276.html
Комментарии аналитиков
Владимир Байдин, директор по новым проектам J'son & Partners Consulting:
Технология 3D-печати не является новейшим изобретением – первые прототипы появились еще 20 лет назад, но массовое производство и внедрение технологии началось несколько лет назад. Во многом бурный рост связан с истечением сроков патентов на данную технологию. Сегодня технология все еще ищет свое применение, но определенные тенденции уже очевидны. Во-первых, сегмент 3D-печати, специализирующейся на создании материальных изделий никак не пересекается с сегментом обычной печати.
Необходимо отметить, что рынок, по сути, только формируется, и его развитие будет определяться поиском новых возможностей использования 3D-печати. Ключевым драйвером роста является низкая стоимость принтеров, которая на российском рынке составляет около $3-4 тыс., а также малая себестоимость готовой продукции (1,5–2 рубля за грамм).
Каково место 3D-принтеров в экосистеме IT- и не-IT-рынка? Как этот сегмент соотносится с сегментом обычной печати? Возможна ли канибализация одного другим?
Алла Аспидова,
руководитель направления 3D компании Consistent Software Distribution:
Наша компания является официальным дистрибьютором 3D Systems в России. Мы поставляем широкий ассортимент оборудования – от персональных до производственных 3D-принтеров, закрывая потребности всего рынка 3D-печати. С классической печатью, которой мы занимаемся более 20 лет, это направление никоим образом не пересекается. 2D-печать живет своей жизнью, 3D-печать развивается по-своему.
Александр Келенин,
руководитель отдела продуктового маркетинга «Xerox Россия»:
3D-печать – это инструмент производства единичных материальных объектов по виртуальным макетам, созданным инженерами или дизайнерами. Эксперты считают, что этот способ никогда не вытеснит стандартные инструменты, а будет только дополнением. Исключение – некие футуристические области, например печать органов, где 3D-печать может стать первым и единственным средством производства.
Вячеслав Максимов,
заместитель директора департамента ИТ, директор по промышленным решениям компании КРОК:
У обычного принтера и 3D-принтера, строго говоря, разные задачи, поэтому рынки обоих видов печати практически не пересекаются и прямой каннибализации наблюдаться не будет. А вот насколько это IT-рынок, вопрос пожалуй, спорный, так как, например, в промышленности 3D-печать находится в зоне интересов сотрудников производства, но то, что это цифровые, а значит, информационные технологии, – бесспорно.
Cергей Лебедев,
директор по маркетингу компании OKISystems Russia:
На мой взгляд, каннибализация одного другим невозможна, так как сферы интересов и потребители этих рынков совершенно различны – подобно тому, как сложно ожидать каннибализации автомобильной промышленности за счет авиастроения лишь на том основании, что и то и другое – транспортные средства.
Эдуард Солодов, директор по работе с партнерами компании NicoTech:
Трудно представить, для чего 3D-принтер мог бы пригодиться в обычном офисе. Как следствие, вряд ли нынешним производителям копировально-множительной техники следует беспокоиться за освоенные рынки.
Какова экосистема 3D-печати в России и в мире? Что является драйверами и ингибиторами?
Алла Аспидова (Consistent Software Distribution):
Рынок 3D-печати неуклонно растет: если несколько лет назад подобные услуги оказывались в основном в Москве, то сейчас они доступны по всей России. Драйвером роста выступает сам рынок, так как одно удачное применение вызывает лавину спроса. Как только появляется новое решение, его тут же берут на вооружение.
Александр Келенин («Xerox Россия»):
В России 3D – пока является уделом профессионалов или энтузиастов, этот рынок только формируется. В остальном же мире эти услуги постепенно становятся ближе к простым пользователям. Развитию технологии способствуют снижение стоимости производства оборудования и расходных материалов, расширение спектра задач, решаемых с помощью 3D-печати, и, конечно, активная реклама 3D-идеи.
Вячеслав Максимов (КРОК):
В России наблюдается резкий подъем интереса к 3D-печати, а значит, начинает постепенно развиваться и экосистема. Безусловно, драйвером этого процесса являются снижение цен на настольные версии принтеров, а также появление доступных средств моделирования и широкое распространение 3D-моделей.
Достаточно ли развит этот рынок? Предоставляют ли вендоры необходимый выбор оборудования, а партнеры – качественный сервис?
Алла Аспидова (Consistent Software Distribution):
Да, рынок уже достаточно развит, постоянно появляются новые продукты, совершенствуются технологии. Так, 3D-решения использовались при восстановлении Саяно-Шушенской ГЭС, все шире применяются в медицине, особенно протезировании, а также в производстве спортивных автомобилей. Наши партнеры предоставляют высокий уровень сервиса на всей территории России и ряда стран СНГ, включая пусконаладочные работы, сервисное гарантийное и постгарантийное обслуживание.
Вячеслав Максимов (КРОК):
Рынок 3D-принтеров четко сегментирован. В этой связи, если мы говорим о промышленном оборудовании, то ассортимент не слишком велик, но охватывает большую часть потребностей бизнеса. Что же касается настольных принтеров, то их выбор гораздо шире, да и сервис, оказываемый многочисленными компаниями, неуклонно ведет к росту популярности 3D-печати. По нашим прогнозам, такая тенденция сохранится и в ближайшем будущем.
Эдуард Солодов (NicoTech):
Развитие технологии пойдет двумя параллельными путями: с одной стороны, расширится разнообразие расходных материалов для 3D-печати, с другой – будет расти качество «печати». Наверное, первое, что приходит на ум, это «замена напильнику» для моделистов и промышленных дизайнеров, которым новый класс устройств существенно упростит процесс создания макетов и прототипов. Затем, возможно, техническое обслуживание механизмов с изготовлением требуемых деталей «на коленке». Кулинарно-поварское дело – уже сейчас 3D-печатающие устройства применяются в этой области. Медицина и микробиология, протезирование, изготовление уникальных прецизионных инструментов, например, для хирургии. И, конечно же, разнообразная сувенирная продукция.