Appropriate Audiences: как переделать 3D-принтер в тату-машинку
В 2013 году три студента из Парижа, изучающие промышленный дизайн, сумели переделать 3D-принетр MakerBot в автоматическую тату-машинку. Заменив экструдер иглой, они смогли получить устройство, которое способно воссоздать невероятно точный дизайн из программного обеспечения на настоящей коже человека.
Вдохновляясь большой поддержкой тату-сообщества, Пьерр Эмм, Йохан да Сильвейра и Пётр Виделка из студии Appropriate Audiences приложили все усилия, чтобы разработать и запустить в продажу свой 3D-принтер для татуировок под названием Le Tatoué – инструмент, который должен не заменить, а улучшить навыки мастеров по всему миру.
Appropriate Audiences привлекла очень много внимания, являясь первой и единственной компанией, создавшей такую технологию. Команда побывала в Москве, Люксембурге, Риме и Стокгольме, демонстрируя своё детище.
И хотя использование 3D-принитера для воссоздания дизайна из 3D-модели может показаться далёким от мастерства традиционных тату-художников, Эмм настаивает на том, что Tatoué прежде всего усовершенствует навыки. «Для нас было важно создать инструмент, полностью дополняющий мастера и его особые потребности, подходящий под его разные стили и техники. Идея заключалась в том, чтобы не тратить время на переделывание того, что уже возможно, а переосмыслить существующие элементы, инструменты и идти вперёд».
С самого начала проект был направлен на разработку реального инструмента – не просто маркетинговой штуковины, а чего-то, что могло бы расширить возможности этой древней культуры.
Всё началось два года назад, на мастер-классе, организованном Министерством культуры Франции в известной школе дизайна ENSCI в Париже. Эмм, Виделка и да Сильвейра задумались о машине, которая автоматически набивала бы татуировки из базы рисунков.
К счастью, там присутствовали представители компании le FabShop, подтвердившие, что концепцию можно воплотить: всё, что нужно было сделать, – заменить экструдер тату-иглой и загрузить нужный дизайн в программу для 3D-моделирования вроде Autodesk. В течение 8 часов был готов первый прототип le Tatoué.
Изначально тестирование проводилось на силиконовой искусственной коже – той же, которую тату-мастера используют при обучении, но их желание опробовать «машинку» на реальном человеке было непреодолимым.
Самой большой трудностью было откалибровать машинку, чтобы она определяла изогнутые участки руки человека (3D-принтеры печатают обычно на плоской и ровной поверхности). Этого удалось достичь, распрямив кожу с помощью камеры скутера. Последняя модификация (также основанная на MakerBot) оснащена специально созданной иглой с датчиком, определяющим контуры руки человека, не ухудшая рисунок и не рискуя порвать кожу. Принтер может адаптироваться под любой рисунок, загоняя иглу в кожу со скоростью до 150 проколов в секунду.
За последние два года команда полностью посвятила себя улучшению возможностей машинки. Она уже может набивать более точные линии и плавные градиенты, чем рука человека, – факт, признанный несколькими известными мастерами. Эмм рассказал, что они работают со многими профессионалами тату, чтобы выяснить, на что нужно ориентироваться на самом деле. «Нас в команде трое, но по факту это совместный проект, который был бы невозможным без других», – говорит он. Ребята работали с антропологами, традиционными мастерами и инженерами.
К примеру, они тесно сотрудничали с Тони Вайнгартнером из студии Biribi Tattoo Studio в Лионе – в последнем видео автоматическая машинка набивает татуировку на ноге Эмма: «Художники, творцы, постоянно ищут новые инструменты и методы. Пытаться изменить существующее – в нашей природе – экспериментировать с тем, что может быть лучше, или самостоятельно создавать лучшее».
Эмм даже предвидит использование машинки во всём мире. «Представьте себе тату-мастера из Бельгии, работы которого Вы обожаете, – говорит специалист. – Он может отправить вам один из своих дизайнов в студию в вашем городе, в любую точку планеты, а мастер в такой студии может идеально воссоздать оригинальную работу на вашей коже». Ещё один популярный тренд – родители набивают тату рисунков своих детей. Ребёнок мог бы рисовать на планшете, а машинка загружала бы картинку в программу и сразу же воспроизводила бы его в виде татуировки. Возможности безграничны.
И хотя некоторые критики утверждают, что принтер не может определять различия структуры кожи и натяжение так, как опытный мастер, что может привести к созданию шрамов или ошибок, Эмм говорит, что это вполне обычная реакция на появление новой технологии. Он привёл в пример Photoshop, который вначале рассматривался как угроза фотографам, а сейчас стал почти главным инструментом в их арсенале.
Команда сейчас разрабатывает свою машинку, которая сможет делать автоматические татуировки на любом участке тела. Ребята надеются закончить устройство к 2016 году, но им предстоит ещё очень много работы и тестирований, чтобы убедиться в соблюдении стандартов безопасности и гигиены – долгий, но обязательный процесс.
Тем временем они экспериментируют с новыми дизайнами и частями тела, пытаясь определить границы возможностей. «Мы специально делаем относительно простые рисунки, чтобы больше узнать о натяжении кожи, датчиках игл и технических аспектах, – объясняет Эмм. – Мы не хотим ассоциировать машинку с визуальным трендом, потому что идея предполагает её использование индивидуальными мастерами со своим собственным стилем. У Эмма есть пять татуировок, сделанных принтером, включая одну на ноге. У Виделки и да Сильвейры также есть нечто уникальное. Тем не менее, Эмм подчеркнул, что нынешней версией устройства они не будут делать татуировки другим желающим.
Студия Appropriate Audiences планирует загрузить больше видео на свой сайт в ближайшем будущем, показывая новые проекты и эксперименты с машинкой Tatoué.
И хотя татуировка на 3D-принтере не проигрывает по болевым ощущениям любой другой методике тату, применение технологии и программного обеспечения 3D-печати позволяет добиться небывалой точности, контроля и международного объединения, в потенциале стимулируя прогресс новой эпохи в истории искусства, которое существует уже много веков.