Какие скульптуры можно воспроизводить на 3D-принтере? Интервью с медиаюристом Екатериной Абашиной

Какие скульптуры можно воспроизводить на 3D-принтере? Интервью с медиаюристом Екатериной Абашиной

Там, где можно легко создать копию объекта и использовать ее в коммерческих целях, неизбежны споры об авторском праве. Человечество уже столкнулось с этим в эпоху записей на магнитную ленту; позже наступила эра интернета с настоящими войнами правозащитников и «пиратов». Сейчас мы входим в эпоху 3D-печати. Могут ли владельца 3D-принтера осудить за копию скульптуры Микеланждело? И как разработать собственное устройство для объемной печати, не нарушив патент? Пресс-служба 3D Print Expo беседует об этом с Екатериной Абашиной, медиаюристом, экспертом «Центра цифровых прав».

Интервьюер: 3D Print Expo (3DP).

Респондент: Екатерина Абашина (Е.А.).

3DP: Екатерина, расскажите, как получают патенты в сфере аддитивного производства? Что подлежит патентованию, а что — нет?

Е.А.: На патенты, связанные с 3D-печатью, распространяются общие законы для патентования изобретений, моделей и промышленных образцов, действующие в России. Авторское право здесь, как и в других индустриях, не действует на объекты, перечисленные в пункте 5 статьи 1259 Гражданского кодекса («Объекты авторских прав»). То есть запатентовать идеи, концепции, решения технических, организационных и других задач вы не можете.

Вот качества, которыми должен обладать объект патента: новизна, инновационность и возможность промышленного применения. При этом промышленный образец должен быть новым и оригинальным по основным качествам и характеристикам.

3DP: Мы взяли статистику по США о патентах в области 3D-печатных технологий в 2017 году. Больше всего документов оформили крупные компании, не специализирующиеся в этой области: General Electric, Xerox, Boeing. Как вы считаете, с чем это связано? Можно ли говорить о том, что корпорации хотят покорить рынок 3D-печати?

Е.А.: Думаю, у крупных компаний в целом больше ресурсов, и для них характерно защищать свои разработки. Поэтому здесь дело скорее в возможностях, чем в стремлениях.

3DP: Армия США работает над 3D-печатью зданий и сооружений из бетона. Недавно она получила патент на новый состав для печати. Насколько вообще для государства типично патентовать свои разработки? Знаете ли вы другие подобные примеры?

Е.А.: К сожалению, другие примеры мне пока не известны.

3DP: Известны ли в индустрии 3D-печати случаи столкновений с «патентными троллями» (это владельцы патентов, которые не производят продукты, но используют свое право для наживы, вступая в тяжбы с производителями)?

Е.А.: Кейсы с «патентными троллями» в 3D-печати мне пока не встречались. Но я думаю, что самая лакомая область для них — промышленные образцы принтеров. На них легко получить или выкупить патент.

3DP: А как насчет воссоздания на 3D-принтере произведений искусства (скульптур, дизайнерских предметов интерьера)? Нарушает ли это авторские права?

Е.А.: Чтобы оценить, нарушает ли использование произведений авторские права, нужно учитывать:

  • жив ли автор, и если нет, то сколько времени прошло с момента смерти;
  • цели и применения произведения (получение выгоды; образование; личное использование);
  • необходимо ли согласие от правообладателя на использование и было ли оно получено.

Даже не печатая ничего на 3D-принтере, можно получить неприятности со стороны закона. Например, сканирование скульптуры и выкладывание файла в общий доступ также можно интерпретировать как использование объекта авторских прав.

Что касается печати, то вот несколько примеров. Допустим, что скульптор жив и здоров, а вы решили напечатать и продать несколько его скульптур. При этом не заручились его письменным разрешением. Это однозначно будет нарушением авторских прав; если автор подаст на вас в суд, вас могут обязать выплачивать денежную компенсацию правообладателю.

А вот скульптурные шедевры Микеланджело уже абсолютно точно стали общественным достоянием, и их можно использовать. Если только вы не собираетесь отправиться с 3D-принтером или сканером в прошлое, в эпоху Возрождения.

В рамках лектория на 3D Print Expo Екатерина Абашина подробнее расскажет об интеллектуальных правах в 3D-печати.

 

Зарегистрироваться

 

Похожие новости