Laika использует 3D-печать для создания героев мультфильма «Семейка монстров»
Кукольной анимации столько же лет, сколько и синематографу. Неудивительно, что за это время она сильно изменилась. Создатели мультфильма «Цирк лилипутов» 1897 года об игрушечном цирке просто передвигали персонажей в каждом кадре. Современная кукольная анимация стала значительно сложнее, и отчасти это связано с развитием технологий. С точки зрения Брайана МакЛина, который отвечает за 3D-печать и прототипирование в компании Laika, кукольная анимация и 3D-печать, которая позволяет массово производить разнообразные и очень качественные изделия, просто созданы друг для друга.
На данный момент в Laika установлено девять 3D-принтеров (самый дорогой из них, способный печатать одновременно пластиком и резиной, стоит более 210000 долларов), однако они не могут заменить художников, которые трудятся над мультфильмами. Для создания «Паранормана» Laika потребовалось 25 художников. В «Семейке монстров» их уже 55. 3D-принтерам некоторые вещи не под силу. Например, крошечные веснушки на лицах героев приходится наносить вручную. Румянец на щеках тоже то появляется, то исчезает. Как заметил МакЛин, «3D-печать – это всего лишь инструмент, и вам по-прежнему требуются художники и технические специалисты, которые будут работать этим инструментом».
Вместо того чтобы заменить художника, технология просто изменила его работу, в некоторых случаях дополнив ее. В конце концов, создание кусочков мозаики в программе для 3D-моделирования – это не просто ввод технических данных. 3D-печать – это еще одно средство для достижения цели, инструмент со своим собственным набором возможностей и ограничений. У МакЛина не привык пользоваться всеми этими технологиями. На самом деле он признается, что даже немного испугался всех этих машин, когда впервые приехал в офис компании.
Брэд Шифф, руководитель отдела анимации, подготавливает фигурку зомби для «Паранормана»
Теперь он не представляет свою работу без 3D-печати.
«3D-печать кардинально изменит все, что мы создали за время своего существования».
Особенно его интересует увеличение возможностей передачи нюансов мимики героев, которое обещает 3D-печать. В мультфильме «Кошмар перед Рождеством» для каждого персонажа было изготовлено по 800 голов с разными выражениями. Многие из них были промежуточными головами, которые использовались между двумя разными выражениями лица, так что не стоит думать, что у каждого героя было по 800 разных выражений лица. Каждая секунда этого анимационного фильма состоит из 12-24 отдельных кадров, так что вы можете себе представить, как быстро все эти головы сменяют друг друга.
Лица, напечатанные для «Паранормана»
На то, чтобы вручную слепить одну голову, требуется несколько дней. 3D-печать значительно ускоряет этот процесс, и при этом качество остается на высоте. Кажется, что в условиях ограниченного времени ничто не может сравниться с разнообразием и привлекательностью компьютерной графики. Тем не менее, с появлением 3D-печати в анимационном кино эти границы значительно раздвинулись, а в некоторых случаях совсем исчезли. У главной героини мультфильма «Коралина в стране кошмаров» 2009 года было 270000 разных выражений лица. А у Нормана из мультфильма «Паранорман, или Как приручить зомби» их было 1,4 миллиона разных выражений лица. И это при том, что их разделяют всего три года.
Laika не просто пользуется преимуществами 3D-печати, она продвигает ее. Со слов Тома МакЛина, применение компанией 3D-принтеров сыграло огромное значение для развития всей киноиндустрии. Впервые эта технология использовалась для массового производства. И она продолжает укреплять уверенность в своем потенциале. Вот как МакЛин описывает свои впечатления:
«Выражения лица, качество кожи… все это выглядит гораздо реалистичнее, чем прежде. Художники Laika творят такое, о чем создатели 3D-принтеров даже и не мечтали».
Художникам и съемочной группе приходится много экспериментировать, чтобы использовать эту технологию по максимуму. Головы, напечатанные на 3D-принтерах, вновь и вновь снимали и надевали на протяжении 18 месяцев съемок. Кроме того, они должны были быть устойчивы к яркому свету прожекторов. Информация о влажности и температуре воздуха в день съемки тщательно записывалась, чтобы при повторных съемках этой или похожей сцены создать те же условия. Во время съемок использовались сотни тысяч частей тел, которые постоянно меняли местами. И все это было бы невозможно без тщательной организации рабочего процесса, за которую отвечал кукольник Laika.
Художник вручную наносит завершающие штрихи перед съемкой
У персонажей, которые ждут нас в мультфильме «Семейка монстров», лица еще более экспрессивные и эмоциональные. И да, вряд ли вам прежде доводилось видеть такие чумазые лица! Все это стало возможным благодаря не только технологии 3D-печати, но и усилиям художников, которые ей пользуются. МакЛин говорит: «У этих героев планка эмоций просто зашкаливает».
Ниже можно посмотреть трейлер «Семейки монстров», нового мультфильма компании Laika.