Lamborghini и Stratasys: история любви на высокой скорости
Аддитивное производство медленно, но верно начинает находить свою нишу в автомобильной промышленности. Разнообразие печатных технологий позволяет производителям любого уровня воспользоваться расширенными возможностями 3D-печати. Причем, дело далеко не ограничивается быстрым прототипированием, несомненно полезным на стадии проектирования. Высокое качество изделий, получаемых на промышленных печатающих установках, позволяет использовать их в качестве готового продукта. Как стало известно, к сообществу печатников присоединился даже такой известный производитель низколетающих болидов, как Lamborghini.
Если ранжировать автокомпании по стоимости их продукции, то Lamborghini с легкостью входит в первую десятку. Само собой, ни о каких компромиссах в отношении качества при таких расценках не может быть и речи. Оказывается, Lamborghini использует аддитивные технологии, что бы делать свои машины быстрее. Точнее, чтобы быстрее делать свои машины. «Летают» они и так с захватывающей скоростью. Заодно, 3D-печать позволяет снижать себестоимость производства. Именно аддитивные технологии стали причиной более быстрого обновления модельного ряда, замеченного в последние годы. Компания даже намеревается заняться выпуском внедорожников вроде концепт-кара «Urus» и гибридных спорт-каров, представленных красавцем под названием «Asterion».
Можно предположить, что какое-то влияние на новый подход компании к разработке и производству оказало дополнительное финансирование, полученное в результате слияния с Audi. Так или иначе, Lamborghini все больше полагается на использование промышленных FDM-принтеров для производства как прототипов, так и готовых элементов внешней и внутренней отделки. «Мы используем FDM-принтеры производства Stratasys для создания конечных изделий просто потому, что качество печатаемых моделей полностью удовлетворяет нашим требованиям», – рассказывает Фабио Серрацанетти. «В мире гоночных и спортивных автомобилей возможность быстрого изготовления высокопрочных деталей с неограниченной гибкостью в плане дизайна дает невиданные ранее преимущества. По большей части, но не только, мы используем установки Fortus для производства внешней и внутренней отделки, профилей и воздуховодов».
Знакомство Lamborghini с 3D-печатью официально началось с приобретения 3D-принтера Stratasys Dimension 1200es у итальянского дистрибьютора Energy Group, основанного одним из наиболее известных итальянских экспертов в области аддитивного производства – Лучио Ферранти. Затем последовала покупка Fortus 360mc в 2010, а тремя годами позже компания приобрела Fortus 400mc. В то же время Stratasys не теряла времени, разрабатывая новые материалы, что позволило Lamborghini экспериментировать с такими продвинутыми филаментами, как высокопрочный и теплоустойчивый ULTEM 9805, а также с промышленными ABS-M30 и PC-ABS, из которых Серрацанетти и его команда изготавливают масштабные модели и функциональные прототипы для испытаний на проверку работоспособности дизайнов.
В число печатаемых компонентов входят всевозможные наружные детали, включая секции бамперов, решетки радиаторов и окантовку. Не обходится без печатных деталей и внутри машины – дверных панелей, частей руля, решеток вентиляционных систем, деталей сидений и т.д. В поисках наиболее изысканных конфигураций как нельзя кстати приходится одна из отличительных черт быстрого прототипирования: возможность перехода от цифровых моделей напрямую к производству, без траты времени и денег на перенастройку производственных линий.
Модельный ряд компании растет, а себестоимость автомобилей падает, позволяя все большему числу людей обзаводиться машинами ранее недоступного бренда. Хотя, если кому-то очень захочется повыпендриваться, всегда можно выложить семь с половиной миллионов долларов за спорт-кар, покрытый золотом. Удешевить подобные эксцессы 3D-печать, увы, не в состоянии.