Пока внедрения аддитивных технологий Россия не ждет

Пока внедрения аддитивных технологий Россия не ждет

Смысл и преимущества применения аддитивных технологий известны практически всем мало-мальски развитым странам. Лидирующие позиции в отрасли 3D-печати сейчас занимают Германия, Китай и США. В этих государствах уже созданы целые институты по изучению трехмерной печати. Лидер индустрии – компания 3D-Systems – пошла еще дальше и даже открыла университет, готовящий кадры для работы с аддитивной технологией. Крупнейший производитель самолетов – Boeing уже сейчас изготовляет около двадцати тысяч деталей в год с помощью трехмерной печати.

Тем временем Россия только начала работать над производственной технологией будущего. В этом тысячелетии ученые подали заявку на 131 патент в данной отрасли. Но для мировой статистики это лишь капля в море – 0,14% всех патентов за последние 15 лет. Конечно, 3D-технологии применяются в некоторых отраслях, и компании, которые этим занимаются, присутствуют на рынке. Но есть масса факторов, которые по-прежнему не дают развиваться такой потенциально эффективной технологии.

Отсутствие стартового капитала и цена оборудования

Для предпринимателя, который хочет развиваться в области 3D, возможности приобретения оборудования открываются только за границей. Россия пока не наладила производство собственных промышленных моделей принтеров. Таким образом, прослеживается зависимость от иностранных партнеров и нестабильность финансовых отношений из-за постоянных валютных колебаний.

Успехи РФ в 3D-печати

Конечно же, на государственном уровне все происходит немного иначе. Здесь ощущается поддержка со стороны исследовательских институтов крупных производств. В частности аддитивной технологии нашли применение в военной сфере и медицине. Началась работы над созданием законодательной базы, а также подготовке опытных кадров. На данный момент активное участие в обеспечении развития 3D принимает Всероссийский институт авиационных материалов (ВИАМ).

Сотрудники данного учреждения уже занимаются созданием напечатанных деталей для нового двигателя ПД-14. Сейчас наладилось его серийное производство в рамках ВИАМ.

Кроме того, институт начал выпускать материалы для печати. Например, порошок, который в своем аддитивном производстве использует пермский ОАО «Авиадвигатель».

Недавно над аппаратом по 3D-печати начал работать «Роскосмос». Но, к сожалению, обойтись без заграничного партнерства пока не представляется возможным. Так, Региональный инжиниринговый центр (РИЦ) приобрел установки по аддитивной печати с Германии, которые позволяют создавать конструкции из пластика и металла.

Также руководство ВИАМ договорилось о партнерстве с китайской Академией авиационной фундаментальной техники. Благодаря этому совместно с китайской стороной планируется создание лаборатории на территории России, которая будет изучать трехмерную печать.

Тем временем другие страны даже создали ассоциацию по аддитивным технологиям, в рамках которой происходит обмен опытом и совместная разработка промышленных проектов.

К сожалению, Россию в этот альянс пока не взяли, так как обладает она всего 1% достижений в данной сфере на фоне мировых 3D-гигантов. Тем не менее, перспектив РФ в данной области не отнимать. Правительство уже думает над размещением центров аддитивного производства и подготовкой высококвалифицированных кадров. Поэтому вектор развития 3D в России определен. Но ввиду массы таких реформ, как введение новых стандартов производства, изменение кадровой политики и пересмотрение законодательных баз, процесс внедрения аддитивной технологии произойдет не так быстро, как хотелось бы. 

 

По материалам: rosnauka.ru

Похожие новости