Прогресс не остановить: скоро гитары будут 3D-печататься
Пользователь портала 3dtoday.ru Сергей активно делится опытом создания 3D-печатных гитар, а команда 3D Print Expo следит за успехами россиян, неравнодушных к аддитивным технологиям. Именно поэтому мы пообщались с Сергеем, чтобы узнать о тонкостях создания его необычных моделей гитар и его взгляде на будущее инновационных музыкальных инструментов.
3D Print Expo: Как возникла идея использовать 3D-принтер для создания гитары? Что для вас стало вдохновением?
Сергей: По своей деятельности я тесно связан с 3D-печатью: на работе мы используем принтеры Picaso Designer, а дома у меня стоит старенький MakerBot The Replicator. Как-то в очередные долгие праздничные каникулы со скуки я решил попробовать напечатать балалайку.
Почему именно напечатать? Дело в том, что цена на этот инструмент по какой-то странной причине значительно выше, чем даже на гитары и скрипки.
В итоге получилось вот такое творение, процесс создания я запечатлел на видео, но, естественно, поскольку эта балалайка была первая, то при ее создании допущено много технических ошибок.
Несмотря на это, она все-таки звучала, и это меня настолько удивило, что я решил попробовать развить тему дальше.
Затем было напечатано банджо и несколько гитар. К 7-й гитаре уже стал получаться более-менее качественный звук. Ее, кстати, можно было увидеть на 3D Print Expo в 2015 году в «Сокольниках», там на ней поиграли посетители, и я специально попросил посчитать, сколько будет позитивных и сколько негативных отзывов – в итоге 95% высказалось положительно.
Далее я сделал еще несколько моделей, экспериментируя с разными материалами (с металлической декой, алюминиевой и т. п.). Удалось еще немного улучшить звучание, хороший звук также дает установка внутри резонатора гитары тамбурина (бубна): он придает звуку оригинальный банджовый оттенок и добавляет длительность звучания (сустейн).
После того как в чистой акустике я более-менее разобрался со звуком, начались эксперименты со встроенными усилителями. Идея сделать гитару, сразу позволяющую воспроизводить минусовку, была с самого начала, но первые усилители, которые я использовал, не очень хорошо с этим справлялись. Они давали возможность получать громкое звучание среднего качества в чистом звуке и овердрайве, но, если честно, это не впечатляло хоть сколько-нибудь серьезных музыкантов.
Не вдаваясь в перечисление все последующих моделей – в итоге была сделана как раз модель 15.2, которая уже собрана на достаточно качественном усилителе «БелКат». У нее есть отдельный mp3-вход, и на ней наконец-то удалось реализовать возможность играть под минусовку. Пока на это обратили внимание не профессионалы, а как раз начинающие музыканты, такие как я.
В ролике я попытался этот момент показать. Т.е. даже при моих, мягко скажем, минимальных навыках игры на гитаре можно выдавать вот такой вот профессиональный звук. Что с ней сможет сделать профессионал, я даже не знаю.
3D Print Expo: Нас очень впечатлила 3D MIDI-гитара, модель 15.2. Трудно ли было печатать детали? Что показалось сложным, а что, наоборот, давалось легко?
Сергей: Все последние гитары я стараюсь делать так, чтобы процесс сборки был минимальным. На них не нужно пилить отдельно фанерные деки, скреплять кучу всего. Нужно лишь распечатать около 20 деталей на 3D-принтере и собрать их на алюминиевом штыре, который находится внутри гитары и придает ей жесткость. Для ее сборки нужно 15 гвоздей, тюбик суперклея и алюминиевый профиль 12*25 (продается в любом строительном магазине). Ну и 3D-принтер, конечно.
3D Print Expo: Сколько времени понадобилось на создание инструмента?
Сергей: Время печати электрогитары – 3-4 суток, сборка – около 2-3 часов. Для акустических – где-то неделя на печать плюс сборка 1-2 дня. Там уже надо повозиться: пилить, красить лаком деки и т. п.
3D Print Expo: Расскажите подробнее о материалах. Какие тонкости в процессе создания следует учесть тому, кто захочет повторить ваш эксперимент?
Сергей: Я выложил самые удачные модели в Интернет и там же кратко написал инструкцию по сборке. Уже несколько человек собрали подобные гитары, но так как у каждого свой усилитель и свое видение процесса, то каждый собрал свою гитару.
Вопросы у них возникали самые разные, но они сами решили все проблемы при сборке. При этом никто не заходел делать гитару 1 в 1 по моим моделям, все так или иначе изготовили свои инструменты. Мне самому тоже неинтересно собирать одинаковые гитары – поэтому у меня пока еще ни одна не повторялась. Что касается процесса сборки – в нем нет ничего сложного. Это всего лишь гитара: «палка и 6 струн».
3D Print Expo: А что касается дизайна гитары? Какие возможности 3D-технологии открывают в данном направлении?
Сергей: Этот вопрос очень интересный. Я на 5-й гитаре стал изучать специальную литературу, чтобы добиться качественного звука. Прочел несколько учебников для ПТУ, несколько статей гитарных мастеров, некоторые из этих авторов ссылались на книгу Хазрат Инайят Хана «Мистицизм звука», написанную более 100 лет назад. В ней рассказывается о древних суфийских и брахманских традициях по изготовлению струнных инструментов.
Поскольку эта тема для меня сама по себе интересной, я внимательно освоил медитативные практики, о которых пишет автор, и стал применять их при изготовлении гитар. Т.е. прежде чем делать гитару, нужно выполнить определенные процедуры и только после них начинать проектировать будущий инструмент, а в процессе работы над каждой деталью и во время всякой операции по сборке также нужно думать об определенных вещах.
Когда я все это проделал, каждая следующая гитара – как и было заявлено автором методики – стала получаться «харизматичной». Не берусь утверждать что яркой, но необычной – это точно. Все, кто затем играл на этих гитарах, также подтверждают, что у них есть свой «характер». И то, что инструмент печатается на 3D-принтере, а не строгается вручную, нисколько не мешает создавать его в мистической традиции.
3D Print Expo: В чем главная идея 3D-печатной гитары и в чем ее отличие от классического инструмента?
Сергей: Скажу честно: у меня кривые руки. Если бы я делал гитару так, как их делают гитарные мастера – это было бы такое кривое чудище, что на него никто и не посмотрел бы. 3D-принтер позволяет все начертить на компьютере и распечатать с высокой точностью. Особенно этот момент положительно сказывается при изготовлении грифа.
Во всех гитарных учебниках описана куча приемов, как получить ровный гриф, как точно разметить лады и т. п., чувствуется, что эта задача решается сложно. На 3D-принтере – нарисовал, распечатал – готово, ни на одной гитаре не возникло никаких даже минимальных проблем с грифом.
За счет высокой точности изготовления удалось опустить струны так низко, как возможно только на дорогих гитарах со шлифованными ладами. Соответственно струны очень легко зажимаются, не дребезжат. В общем, кто играл на советских гитарах, оценят этот гриф по достоинству.
3D Print Expo: Смогут ли использовать такую гитару профессиональные музыканты? Достаточно ли высок для них уровень производимых звуков?
Сергей: В акустике нужно еще поработать. У меня есть кое-какие идеи, но надо время, чтобы их все проверить. Пока акустика, скажем так, играет на уровне – чуть хуже недорогих китайских моделей. В электрогитарах звук, воспроизводимый через встроенный маленький динамик, особого впечатления не производит. Но если подключить, например, наушники или присоединить хорошую колонку – звук очень даже хороший.
Кроме того, 3D-гитара, как и все изготовленное на 3D-принтере, подразумевает, что владелец устройства сам себе ее печатает, потому каждый музыкант может изготовить то, что нужно именно ему. Кто-то хочет дополнительный звукосниматель, кто-то – другую форму деки и т.д.
3D Print Expo: Задумывались ли вы о дальнейшем расширении возможностей 3D-печати в создании музыкальных инструментов? Как вы это видите?
Сергей: На эту тему я могу говорить очень долго и много. Кратко постараюсь сформулировать так. 3D-принтеры совершают переворот в обрабатывающей промышленности с огромной скоростью. Скоро количество фрезерных, токарных, эрозионных и прочих станков сократиться в десятки раз. При серийном изготовлении гитар в заводских условиях сейчас применяются именно такие устройства. Вывод: 3D-принтеры будут их вытеснять так же, как и из других сегментов обрабатывающей промышленности. В любом случае скоро гитары будут печататься.
Надеюсь, простота их устройства приведет к тому, что люди будут сами себе разрабатывать инструменты и снова появится разнообразие видов и моделей. Ведь сейчас зайдите в любой музыкальный магазин – везде гитара типа «вестерн», будто других типов резонаторов не существует. Некто Мартин 70 лет назад разработал неплохой резонатор, и все стали его копировать. И за 70 лет исчезли все другие виды гитар. Надо срочно исправлять положение.
3D Print Expo: Расскажите о своих планах на будущее. Порадуете ли еще новыми 3D-печатными гитарами либо другими инструментами?
Сергей: Думаю, да. Впереди – майские праздники, что-нибудь придумаю к тому времени. К тому же я теперь не один. В России уже три человека собрали разные 3D-гитары, в Украине, насколько я знаю, – пока один. Прогресс не остановить.