Производство российских 3D-принтеров спотыкается о стереотипы

Производство российских 3D-принтеров спотыкается о стереотипы

Новорожденная российская 3D-индустрия может стать конкурентоспособной и крупносерийной, если преимущество и дешевизну нового способа производства разглядят обычные потребители, а крупные компании будут шире их применять. Пока же рынок растет за счет мобильных малых и средних частных компаний и образовательных учреждений.

Наблюдать за рождением нового вида производства, тем более инновационного, крайне занимательно.  В России  разрабатывают настольные 3D-принтеры уже три года, и первые продажи начались в конце 2011-го. За это время на рынок свою продукцию выдвинули уже шесть компаний! С одной стороны, все считают этот рынок быстрорастущим и очень перспективным. С другой стороны, крупный бизнес не проявляет интерес к новой рыночной нише. Впрочем, производство 3D-принтеров уже стало уделом не только малых, но и средних предприятий. Но сможет ли выжить российское производство 3D-принтеров? Один из угрожающих трендов – растущая конкуренция с западными производителями: весной этого года некоторые участники рынка заговорили о начале ценовой войны.

Другой фактор пробуксовки – консерватизм потенциальных покупателей, которыми могли бы стать многочисленные научные институты, конструкторские  бюро и предприятия ОПК. Но есть и позитивный тренд: в этом году 3D-принтеры начала активно закупать система образования – дополнительного и профессионального. Кроме того, в этом году состоятельные россияне разглядели «чудо-печать» и стали покупать 3D-принтеры для домашнего пользования. Пока что это только забава – самому «напечатать» любую игрушку, чашку, ложку или даже ботинки. Но вскоре многие поймут, что 3D-принтер дома такая же необходимость как компьютер. И у отечественных компаний есть возможность поучаствовать в начинающемся 3D-буме.  

Взрывной рост 3D-печати

История 3D-печати ведется с 1948 года, когда американец Чарльз Халл разработал технологию послойного выращивания физических трёхмерных объектов из фотополимеризующейся композиции (ФПК). Технология называется «стереолитография» (STL). Однако патент на свое изобретение Халл получил лишь в 1986 году. Тогда же он основал компанию 3D System и начал разработку первого промышленного устройства для трёхмерной печати, опытный образец которого был представлен уже через год. Именно он помог Халлу стать мультимиллиардером. Его устройство выращивало смоделированный на компьютере трёхмерный объект из жидкой фотополимеризующейся композиции, нанося её слой за слоем на подвижную платформу.

 оворожденная российская 3D-индустрия может стать конкурентоспособной и крупносерийной, если преимущество и дешевизну нового способа производства разглядят обычные потребители, а крупные компании будут шире их применять. - 1

В конце девяностых появились и другие технологии 3D печати - селективное лазерное спекание (SLS), которое позволяет производить объекты из металлической, керамической, гипсовой пудры. Затем появился метод послойного наложения полимерной нити (FDM). Суть этой технологии в том, что в печатающей головке материал (расплав из пластика, металла, литейного воска) предварительно разогревается до температуры плавления и поступает в рабочую камеру в распыленном виде. 

В 2005 году в США появился проект RepRap - самокопирующее устройство, которое может быть использовано для быстрого прототипирования и производства. Устройство RepRap представляет собой 3D-принтер, способный создавать объемные артефакты на основе моделей, сгенерированных компьютером. Одной из целей проекта является «самокопирование», определяемое авторами как способность аппарата воспроизводить компоненты необходимые для создания другой версии себя.

оворожденная российская 3D-индустрия может стать конкурентоспособной и крупносерийной, если преимущество и дешевизну нового способа производства разглядят обычные потребители, а крупные компании будут шире их применять. - 2

После 2008 года, когда срок патента Халла истек, ставшая открытой технология STL и другие ей подобные позволили наряду с технологией RepRap заработать тысячам компаний по всему миру. Принтеры стали печь как пирожки. К существующим принтерам компании добавляли свою модификацию какой-либо из составляющих и брендировали. Так начался 3D–бум: рынок рос на 50, а местами на 150% в год. 

Последние годы от производства больших и дорогих принтеров для промпредприятий (стоят от ста тысяч долларов) компании перешли к новому сегменту – производству небольших дешевых «настольных» принтеров, которые пригодны для использования даже в быту. Как правило, большинство «настольных» 3D-принтеров работают по технологии послойного наложения расплавленной полимерной нити. 

Первопроходцы

Показательно, что в России первый отечественный 3D принтер появился вовсе не от монстров индустрии. Сделали его студенты-энтузиасты из Зеленограда. Все началось с робота. Студенты четвертого курса Московского института электронной техники (МИЭТ) Андрей Исупов и Максим Анисимов защищали дипломную работу, создавая шестипалого многофункционального робота.

 

Источник

Похожие новости